5 причин падения прибыли Apple впервые за последнее десятилетие

Вчера Apple обнародовала финансовые показатели за второй квартал текущего года. Как оказалось, впервые за последние 10 лет чистая прибыль компании снизилась – $9,5 млрд против $11,6 млрд за аналогичный период в прошлом году. Почему прибыль компании, долгое время ассоциировавшейся с безудержным ростом, внезапно просела, выяснило издание Forbes.

1. Снизившаяся маржа

Тим Кук отметил, что снижение маржи обусловлено iPad mini и iPhone 5. В случае с iPad mini это объясняется ценовой войной на рынке небольших планшетов (до 8 дюймов): Nexus 7 от Google стоит лишь $199, Kindle Fire от Amazon и вовсе $149. В таких условиях планшет с высокой маржой, как у 10-дюймового iPad (начинающегося с $499), был бы попросту неконкурентоспособен, так что при выходе на новый рынок пришлось учесть его реалии и умерить аппетиты.
У iPhone 5, который по цене не отличается от предшественника iPhone 4S, причина снижения маржи кроются в себестоимости. Экран новой модели больше, сама она заметно тоньше и легче, в Apple заявляют, что при разработке счет шел на микроны — его попросту дороже и сложнее делать.

2. Смещение рынка в развивающиеся страны

Рынок компании в США растет очень маленькими темпами. Другое дело Китай. Хотя у китайцев стало больше смартфонов, сами эти смартфоны дешевле: китайцы любят продукцию Apple, но позволить ее себе не могут. Это привело к соответствующим результатам: в то время как многие компании переживают бурный рост на китайском рынке, у Apple выручка в Китае (учитывая Гонконг и Тайвань) увеличилась за год лишь на 8% (в США — на 7%). Впрочем, Тим Кук опроверг предположение о тупиковой ситуации. Он обратил внимание на то, что квартал стал для компании в Китае рекордным по выручке, и сказал, что компания видит там большие возможности, а для тех, у кого нет денег на новый iPhone 5, она предлагает удешевленный iPhone 4.

3. Отсутствие принципиально новых продуктов

В предыдущем десятилетии рост Apple был связан с созданием новых продуктов — iPod, iPhone и iPad. Но за последние три года самым заметным нововведением стала уменьшенная версия iPad, все остальные релизы – лишь модернизированные версии уже имеющихся продуктов. При этом слухи о новых гаджетах не смолкают: телевизор, умные часы, бюджетный iPhone с большим экраном и т.д.

4. Сокращение рынка компьютеров и MP3-плееров

Как стало известно из квартальных итогов, продажи компьютеров Mac за год сократились на 2%, плееров iPod —на 27%. Это падение типично не только для Apple: аналитики IDC заявляют, что в первый квартал 2013-го в мире было продано на 13,9% меньше компьютеров, чем в первый квартал 2012-го.

5. Отсутствие премьер в этом квартале

Ранее презентации Apple были достаточно равномерно распределены по временам года, однако теперь все сбилось: осенью 2012-го компания обновила и iPhone, и iPad, и iPod, и Mac. Это обилие, которое привело к лучшим квартальным результатам в истории компании, сменилось затишьем — и за весь прошедший квартал у покупателей просто не было поводов выстаивать очередь у магазинов. Судя по словам Тима Кука об осенних премьерах, летом ждать чего-то грандиозного также не стоит.

Теги:


24 апреля 2013